Кейсы

Инструменты для бизнеса

Опубликовано 08 июня, 2020

Подписка

Будьте в курсе наших последних новостей.

Коронавирус и самоизоляция переписали «правила игры» буквально на ходу. Требования по возможности оставаться дома, соблюдать дистанцию, закрытие всех массовых мероприятий и публичных мест нанесли серьезный удар по бизнесу. Меньше клиентов, меньше продаж, нет оборота средств – положение сложное.

В таких условиях приходится вспомнить правило Дарвина: «Выживает самый приспособленный». То, что для одних – кризис, для других может оказаться временем возможностей, когда новые идеи буквально вытаскивают бизнес на новый уровень. Все зависит от того, как распорядиться доступными ресурсами и адаптироваться. И у малого бизнеса шансы пережить кризис едва ли не больше, чем у более крупных и «неповоротливых» компаний.

Как предпринимателям приспособиться к резко изменившимся обстоятельствам и минимизировать потери?

Будьте готовы к борьбе

Одна из немногих положительных ролей кризиса в том, что он убирает с рынка плохо организованные бизнесы и расчищает поле для тех, кто смог его пережить. Ваши основные задачи в ближайшее время – выживание в период и после ограничений и, когда они закончатся, быстрый старт на расчистившемся, но при этом «похудевшем» рынке. И не надо забывать, что может прийти вторая волна и история повторится. Поэтому самое первое, что нужно сделать -  найти ответы на несколько ключевых вопросов:

  1. Кто ваш ключевой клиент и чего он хочет в новых условиях?
  2. Что уникального вы предлагаете клиенту в новых условиях?
  3. Как вы общаетесь с клиентом и принимаете платежи?
  4. Насколько прозрачен ваш бизнес для вас самих?
  5. Что сделать, чтобы успешно работать в постоянно меняющейся обстановке?

Ответы на них и готовность действовать помогут собраться, «вытянуть» ваш бизнес в кризис и дадут понимание того, как действовать дальше.

Новые тренды

Пандемия внесла свои коррективы в работу предпринимателей. Уже заметны несколько трендов, которые будут влиять на бизнес еще долго, и скорее всего, останутся с нами навсегда.

Во-первых, дистанцирование. Из-за того, что люди остаются дома и меньше ходят в магазины или рестораны, резко выросли онлайн-продажи. Те бизнесы, у которых есть уже готовые решения для удаленной работы с клиентом, получили преимущество.

Во-вторых, предприятия, которые раньше были «чистым оффлайном» или услуги которых требовали контакта с клиентом, диверсифицируют своё предложение. Теперь они предлагают новые дистанционные решения или обучают клиентов, как добиться результата самостоятельно и продавая им исходные материалы. Так они раскладывают яйца по разным корзинам.

В-третьих, пересмотр потребительской корзины. Из-за кризиса у многих сократились доходы и не вполне ясны перспективы, поэтому все экономят на покупках вещей и услуг не первой необходимости.

Сделайте свой бизнес прозрачным

В первую очередь – для самих себя. Представьте, что вы оказались за рулем, без навигатора и приборной панели, а путь предстоит неблизкий. Если вы готовите свой бизнес к борьбе за выживание, для вас важна каждая копейка. Чем лучше вы поймёте, как работает ваше собственное дело, тем легче вам будет им управлять.

Поэтому «учет в тетрадке» и даже «табличка в Excel» не помогут. Вам нужна система, которая позволяет в реальном времени видеть и сравнивать все показатели, работать с ценами, скидками, складом и анализировать данные. И лучше всего, если она будет бесплатной. Как, например, 2can Склад. С ней можно работать отовсюду, где есть подключение к интернету и контролировать все в реальном времени.

Не теряйте контакта

Самое ценное для любого предпринимателя – его клиенты. Не теряйте связи с ними, не «пропадайте с радара» без объяснения причин. Расскажите о ситуации, которая сложилась у вас. Предложите вашим покупателям скидки и специальные условия на время кризиса. Клиентов можно и нужно сохранить, а если повезет – то привлечь новых.

Общайтесь через рассылки, мессенджеры и социальные сети. Так вы решите сразу три задачи: сохраните контакт с аудиторией, поможете людям не скучать на карантине и наработаете новых покупателей, ну или продадите товар дистанционно, с помощью платежной ссылки 2can.

Не забывайте о том, что пока вы не рассказали о своих товарах и услугах, для потребителя их не существует. Выход - предложить свои товары онлайн. Это можно сделать, не потратив ни копейки. Например, создать страницу в соцсетях (если у вас ее, конечно, еще нет) и выложить свои товары на ней.  Социальные сети для сидящих дома  — настоящее «окно в мир». Именно там сегодня стоит искать клиентов и именно там нужно продвигать свои товары и услуги.

Сейчас есть приложения, которые позволяют превратить каждый ваш пост в соцсети в «прилавок». И в них даже есть готовые варианты доставки! Вам остается только выложить товар и настроить продажи. 

Переходите на дистанционное обслуживание

Нужно соблюдать режим изоляции и дистанцию между людьми? Отлично, начинаем работать дистанционно с соблюдением всех норм. Если клиент не приходит к вам, самое время прийти к клиенту.

В большинстве крупных городов неплохо работают курьерские сервисы. И они конкурируют, так что можно выбрать тот, который выгоднее и лучше всего подходит. Ваши покупатели сидят по домам и так или иначе вынуждены пользоваться их услугами, так что просто включайтесь в общий тренд. Или организуйте свою собственную курьерскую службу.

В любом случае, для того, чтобы минимально контактировать с наличными, которые, как утверждают медики, являются одним из вариантов переноса вируса, вашим курьерам нужно решение для приема безналичных платежей. Не стесняйтесь сообщить о том, что предпочитаете безнал, своим клиентам. Тем более, что безналичные платежи уверенно лидируют.

Полноценный прием любых карт и бесконтактных платежей можно вести с 2can ридером P17. Он легко помещается в карман, весит всего 75г и работает «в паре» со смартфоном. Еще одно решение – технология tap2go, с которой любой современный смартфон на Android и NFC-модулем может стать терминалом для приёма бесконтактных платежей (а их по статистике сегодня больше 2/3) или платежная ссылка 2can.

Принимайте оплату на расстоянии

Когда вы наладили доставку ваших товаров и услуг клиентам, осталось решить только одну проблему – прием оплаты вообще без контакта с клиентом. Если вы пользуетесь кассами 2can Касса 5 Plus, вы можете воспользоваться функцией приема оплаты по ссылке, такая же опция есть и в приложении 2can Касса. Так вы сможете торговать, не встречаясь с клиентами, для работы нужно только одно условие –  выход в интернет.

Преимущество в том, что платеж инициируется и фискализируется на одном устройстве. Вам не придется тратить деньги на аренду онлайн-кассы или переключаться в другое приложение, все можно сделать в приложении 2can Касса.

Эволюционируйте

Но что делать, если вы предлагаете услуги, которые требуют непосредственного контакта с клиентом? Делайте «ход конем», переформатируйте свои услуги так, чтобы была возможность предложить дистанционно, и, самое главное, не давайте вашим покупателям чувствовать себя брошенными.

Салоны красоты переходят на онлайн-консультации и обучающие курсы: даже если вы вынуждены сидеть дома, за волосами надо ухаживать, красить их, делать маникюр, и т.п. Обычный смартфон и подключение к интернету могут творить чудеса - парикмахеры начали общаться с клиентами не перед зеркалом, а с экрана, через видеоролики и вебинары. А специально подобранные мини-комплекты средств по уходу они продают и присылают клиентам с курьером на дом – и это позволяет поддерживать бизнес на плаву во время карантина.

Люди занимаются фитнесом и йогой дома, а не в зале, под руководством тренера по Skype или Zoom. Аудитория набирается едва ли не больше, чем в реальных фитнес-центрах. Да и тренеров стало на всех хватать.

Туристические компании организуют виртуальные туры по зарубежным достопримечательностям и осваивают внутренние маршруты для индивидуальных туров, ведь закрытые границы –повод исследовать массу интересного в собственной стране. Так, с одной стороны, они продолжают зарабатывать деньги, а с другой – «пробуждают аппетит» у клиентов на будущее, которое непременно наступит.

Рестораны осваивают новые услуги: они продают не просто готовые блюда с доставкой курьером, а полуфабрикаты, которые достаточно разогреть или приготовить. В том числе – и под руководством опытного повара, по видеосвязи. Кроме того, некоторые рестораны стали работать как «магазин плюс» - вы можете купить, к примеру, морковь, а можете купить ее профессионально нашинкованную поваром или мясо, отобранное, нарезанное и правильно посоленное, поперчённое специалистом. К тому же, курьеров на всех не хватает и рестораны часто пользуются этим, перехватывая заказы и доставку – зачем дожидаться доставки завтра, если продукты могут привезти через пару часов?

Творческий подход и поиск скрытого потенциала бизнеса помогут выжить. Даже если кажется, что из-за ограничений клиент потерян навсегда.

Выводы

Выживает, как было сказано выше, самый приспособленный. А если у него в придачу есть хороший набор нужных инструментов, любой кризис для бизнеса действительно становится временем возможностей. Главное – не упустить их.