Мы пообщались с клиентом 2can Евгением Прытковым, основателем бренда одежды «Миледи-Nelva» из Калуги. Евгений сохранил и расширил семейный бизнес с 20-летней историей, а помог ему в этом перевод всех процессов учета и отчетов в онлайн с помощью инструментов 2can. Евгений рассказал нам, как создать доверительные отношения с клиентами.
Начало работы с 2can: 2016 год.
Продукты: 2can Касса 5 Plus, Приложение 2can Касса, Штрих-Нано-Ф, 2can Cloud
Когда и как зародилась идея создания своего бизнеса?
Семейное дело! Моя мама начала бизнес в Калуге более 20 лет назад. Это было как хобби домохозяйки: мама закупала товар в Беларуси и продавала среди знакомых и друзей. Заняла 15 000 рублей, закупила товар — продала. Так было полгода, потом мама открыла первый магазин. Я еще учился в старших классах, поэтому помогал чем мог. Годы шли, бизнес креп, маме стали помогать папа, брат. Когда в 2016 году родные уже открыли второй магазин, я уволился, оформил ИП на себя и активно включился в работу.
Я сразу взял на себя задачи операционного директора в бренде одежды «Миледи-Nelva»: оцифровка данных, перевод системы отчетности и товароучета в онлайн, обучение продавцов, знакомство покупателей с новой программой лояльности. Маме уже было сложно управлять магазинами, поэтому сейчас ее задача — закупки и отбор, отслеживание моделей товаров. C папой я всегда обсуждаю бизнес и нахожу понимание, варианты решения проблем, потому что он имеет большой опыт работы финансовым директором в крупных фирмах. Так что создавать и растить свой бизнес стало нашим семейным делом.
Чем ваш бизнес выделяется среди конкурентов?
Наш индивидуальный подход и есть конкурентное преимущество: мы за то, чтобы наши клиенты, женщины в возрасте 45+, приходили в «Миледи-Nelva» вживую. Дамы нашей целевой аудитории знают, что хотят приобрести, и одеваются у нас годами! Наши продавцы работают в магазинах 13, 15, 18 лет, и за это время у них сложились доверительные отношения с постоянными покупателями. Заказчицы примеряют одежду и оплачивают покупки, общаются, радуются, обсуждают новости — проживают все события вместе с нашими сотрудницами. Они даже могут переехать в другой город, но, как только приезжают в Калугу, обязательно заходят в магазины «Миледи-Nelva».
С какими трудностями столкнулись в бизнесе?
К 2019 году выручка выросла и стала прогнозируемой. Мы уже управляли 4 магазинами и собирались выходить в регионы.
Нормальный ход жизни был нарушен в марте 2020 года с наступлением пандемии COVID-19, когда торговые центры закрылись, а с ними и наши магазины. Я сидел дома и обдумывал оперативные действия по спасению бизнеса и рабочих мест сотрудников. Потом я понял, что нужен более «человечный» подход, ведь наши клиенты все равно ходили на работу в масках, а значит, покупали одежду.
Мы перевезли магазины из ТЦ на первый этаж жилого дома и 4 месяца работали по предварительной записи: люди приезжали не только из Калуги, но и из Подмосковья, Тулы. На каждого человека выделяли по 1–2 часа, сразу подготавливали модели, работали так, как делает мало какой бизнес: радостное живое общение, внимательность, сопереживание. И люди, заточенные в свои квартиры, очень ценили такой подход, покупали одежду, приезжали снова и снова, рекомендовали нас родным и друзьям.
В пандемию я попробовал начать продажи онлайн, и первый заказ ушел в Минск! Забавно, что мы закупали модели одежды в Беларуси, и у нас покупали белорусы с доставкой из России. Парадокс в том, что цены местных белорусских производителей выше, чем цены российских продавцов.
Этот период научил нас найти путь к сердцу клиента, несмотря на мировые события, не зависящие от нас. Трудности нас закалили, мы стали крепче, после пандемии вернулись в 2 магазина в ТЦ и сохранили рабочие места сотрудников.
Есть ли у вас доставка?
Да, мы отправляем товары всеми возможными способами во все регионы России и СНГ. Часто даже за свой счет, ведь главное — это не продать один раз, а создать отношения клиента и продавца, чтобы возникло желание возвращаться снова и снова. С удовольствием сам развожу товары по Калуге. Если все процессы настроены, а сотрудники работают, я не могу просто сидеть на диване. Я переживаю, когда у меня много свободного времени, поэтому каждую минуту направляю на развитие нашего дела.
Расскажите, как вы узнали о 2can?
Когда я окунулся в работу с магазинами, мне не понравились бумажные талмуды: отчеты, учет товаров велись только на бумаге. Ежевечерне я заезжал в каждый магазин, забирал тетрадь с отчетом, переписывал его и считал продажи, товары вручную. Уже были 2 точки, в каждой 1000 единиц одежды. Это масса трудозатрат и безвозвратно потерянного времени!
Я начал искать сервис для учета бизнес-процессов и приема платежей, который бы нам подходил. И случайно нашел 2can. Мы общались напрямую с разработчиком и обсуждали, как переводить всю базу в электронный формат. Переводить все, что было собрано за многие годы, было страшно без понимания того, как будет построена работа. Мне предложили тестовый период, я попробовал, и мне все понравилось! И тогда в 2can я с облегчением увидел системный подход: отчеты по остаткам, продажам, учет товаров.
Параллельно я столкнулся с ревизией — необходимостью сделать всем товарам электронные артикулы и номенклатуру. Чтобы не было пересорта, нужно периодически вычленять фактические остатки и те, что числятся в бумажной базе, но отсутствуют. Мы с командой и разработчиками 2can полгода заносили огромное количество артикулов одежды в базу, потому что у нас есть склады с летним, осенним, весенним и зимним ассортиментом. Более 20 000 единиц переносили руками с бумаги в онлайн — и такая кропотливая работа того стоила! По ее итогам теперь вся база товаров у нас в личном кабинете 2can Cloud, где автоматически отмечается, какой товар где находится, с каким артикулом, в каком количестве по размеру, цвету, принту.
Самое веселое было, когда поставили кассы и надо было обучить продавцов. Я все изучал сам вдоль и поперек. Нельзя отдавать сотрудникам оборудование или софт, пока сам в нем не разобрался. Нельзя оставлять сотрудника наедине с проблемой, говорить: «Я не знаю, разбирайтесь сами». Так собственник бизнеса сам застопорит работу.
Как только я всё изучил сам, то понял, что не все продавцы старше 50–60 умеют взаимодействовать с электроникой. Я разработал пошаговую схему обучения: показывал операции стрелками, попросил завести учебные тетради с опорными конспектами. Сейчас использование кассы и терминала у продавцов занимает секунды. За те годы, пока мы работаем с 2can, сервис так разросся, что можно все систематизировать в одной платформе для бизнеса!
Как вы настраивали софт и оборудование 2can?
Я искал и находил решение сам методом проб и ошибок. Если у меня возникали вопросы, то я созванивался с программистами и Центром поддержки. Конечно, случайное нажатие кнопки может навредить: однажды в экспериментах я чуть не удалил всю базу. Поддержка 2can тут же восстановила все файлы и спасла меня!
Какие причины побудили принять окончательное решение в пользу 2can?
Я скрупулезно сравнивал варианты, так как уже работал с одной известной CRM-системой. Первая и главная причина выбора 2can: для меня было важно соотношение простоты и функциональности. Та CRM — очень сложная система с тысячей вкладок для каждой задачи.
В 2can всё так визуально просто, что можно всё понять интуитивно.
Если тебе нужна продажа — нажимаешь «Продажа».
Если тебе нужно что-то списать — нажимаешь «Списать».
Когда у тебя перед глазами вся номенклатурная база, ты делаешь все операции в 2 клика.
А представьте: у вас отличный продавец 45–50 лет, раньше продавал и не касался отчетности. Вы его повысили и добавили функции: управление заказами, учетом остатков, продажами и отчетностью. Посадили за другую CRM или дали 2can. Мне кажется, выбор очевиден: чем проще и логичнее, тем лучше!
Вторая причина — это полная автономность системы. Не возникнет проблем, даже если я отдохну на выходных, поеду в отпуск, заболею: мои сотрудники справятся в любом случае, на интуитивном уровне.
Третья причина — это возможность отчетности и учета. Я оценил, что могу посмотреть дашборд и продажи в разрезе дня, недели, месяца, сезона, торговой точки, по каждому сотруднику. Чем прозрачнее бизнес, тем проще им управлять.
Какими продуктами 2can вы пользуетесь в данный момент и какие пробовали?
Самой первой была 2can Касса на планшете с принтером Штрих-НАНО-Ф.
Год назад купили 2can Кассу 5 Plus с эквайрингом, сканером маркировки и ценника. Будем еще приобретать такую, потому что с удобной и мобильной кассой можно ходить по отделу, сканировать, набирать товар и потом на кассе показать итог и выдать покупателям бумажный или сформировать электронный фискальный чек, который отправился онлайн в ФНС.
Также мы применили систему лояльности, где покупатели могут мне написать напрямую и сделать возврат товара без заявления. Благодаря удаленной автоматической фискализации чеков 2can я захожу в 2can Cloud, открываю вкладку «Чеки». Заказчику достаточно сказать дату, время — и я спокойно нахожу номер чека и выполняю возврат средств.
Приведите реальный пример пользования продуктом, когда 2can помог вам найти решение бизнес-задач?
Кассы и фискализация чеков в 2can показывают уровень магазина. Никаких наличных в карманы продавцов, как в 90-е.
Моей команде стало приятнее работать, можно поднять любой вопрос по цене, наличию товара и его моделей, взять кассу, внести номенклатуру или отсканировать штрих-код и увидеть, что есть размер 54 и 60 конкретной блузки. Продавец не тратит время на поиск моделей в большом размерном ряду в магазине среди 1000 товаров. Она сразу видит нужную модель, размер, ряд в 2can Кассе, показывает одежду — и покупатель уже в примерочной!
Со стороны управления я вижу в 2can, какая продажа уже состоялась, кем, где, когда, с какой скидкой была выполнена. Если мне что-то не нравится в работе сотрудников, я сразу в моменте звоню и решаю задачу.
В 2can не нужно считать и сводить цифры проданных и оставшихся товаров, а раньше я делал это вручную на бумажных носителях. Здесь в системе уже все готово, можно скачать любой документ. Еще классная штука — цель на месяц и отклонение по выручке в процентном соотношении. Так мне сразу бросаются в глаза проценты выручки и приближение к финансовой цели за день.
По номенклатуре 2can можно отследить, какие модели у тебя лучше продаются. Например, возьмем модель платья красного цвета (модификатор): мы знаем, что она хорошо продавалась, и закупим 5 размерных рядов красного, синего и фиолетового цветов, разместим во все магазины. Делаем срез по цветам, понимаем что красные закончились, остальные зависли. Так по срезу продаж в 2can за предыдущие дни, недели, года можно сделать прогноз: сколько и какого цвета, принта, фасона товар покупать и размещать в магазине.
Что еще из софта или оборудования планируете внедрить в свое дело?
В ближайшее время хочу попробовать 2can Витрину и 2can Курьер. Когда я рекомендую 2can предпринимателям, то они удивляются, когда узнают, какой широкий функционал и платежные решения существуют для бизнеса в сервисе. Ведь с помощью системы 2can можно в штуках, граммах, килограммах, литрах продавать товары.
Предприниматель — это тот, кто предпринимает каждую свободную минуту, делает попытки, пусть неудачные, но со временем найдется важный элемент бизнеса, и он обязательно выстрелит.
Какие пять советов можете дать для старта бизнеса?
- Задавать вопросы, не бояться уточнить, если вы чего-то не знаете.
- Войти в 2can Cloud и поиграть: открыть каждую вкладку, нажать каждую кнопку и все попробовать. Я часами сидел и тыкал отчеты. Каждую минуту тыкайте, играйте, как в крестики и нолики, только на поле миллион на миллион.
- Не бояться делиться своей бизнес-идеей, лучше кричать о ней. Спрашивайте мнение всех вокруг, так как люди даже из другой сферы могут дать ценную обратную связь. Ваше позитивное окружение и есть первая фокус-группа.
- Ни шагу назад. Раз ты объявил всему миру, на тебе ответственность реализовать свою бизнес-идею. Шансов создать свое дело, когда каждый день спрашивают, как продвигается твой проект, больше, чем когда ты все хранишь в себе, откладываешь и боишься начать.
- Продолжать поиски монетизации идеи. А если идея не приносит мгновенных финансовых результатов, возможно, ее надо рассмотреть под другим углом и со всех ракурсов.